23 апреля 2015 г. в Общественной палате Российской Федерации обсудили перспективы распространения процедуры оценки регулирующего воздействия на законопроекты, разработанные Государственной Думой Российской Федерации и другими субъектами права законодательной инициативы.
Как известно, целью ОРВ является определение возможных положительных и отрицательных последствий принятия проекта акта: выявление избыточных обязанностей, требований и ограничений для граждан и юридических лиц.
Еще в декабре 2014 года Секретарь Общественной палаты Российской Федерации Александр Бречалов обратился к Президенту России Владимиру Путину с предложением распространить институт оценки регулирующего воздействия на нормативные правовые акты, инициированные Государственной Думой и другими субъектами права законодательной инициативы. 12 марта 2015 года был получен положительный ответ.
По словам директора Департамента оценки регулирующего воздействия Минэкономразвития России Вадим Живулина Правительство вносит в Государственную Думу в среднем в три раза больше законопроектов, чем запланировано, нагрузка на систему принятия решений ежегодно увеличивается на 10-20%, в 2014 году процедуру ОРВ прошли только 328 законопроектов из 1688 внесенных, при этом принято было чуть более трети документов.
«Усиление динамики нормотворческого процесса вызывает опасения и обеспокоенность деловых кругов и бизнес-сообщества — им нужны четкие и понятные механизмы воздействия на ситуацию. В России более 700 субъектов права законодательной инициативы, правотворческий процесс которых необходимо сделать более прозрачным и открытым», — считает Живулин.
Министерство экономического развития Российской Федерации и Общественная палата Российской Федерации сошлись во мнении, что процедура ОРВ должна предварять второе чтение, когда концепция одобрена, а большинство поправок уже внесены. Это позволит сэкономить кадровые и организационные ресурсы.