О практике проведения оценки регулирующего воздействия нормативных правовых актов

6 июля 2014 г., воскресенье

Заместитель Министра экономического развития России Олег Фомичев рассказал об общей практике проведении оценки регулирующего воздействия (ОРВ) в России, исключениях из процедуры, и их причинах, ярких примерах рассмотренных актов, а также возникающих в этой связи вопросах.


Основная цель ОРВ как инструмента – борьба с административными барьерами, неэффективным законодательством и, в конечном итоге, поиск лучших решений. Проводится ОРВ в отношении нормативных правовых актов, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности, причем, как в отношении проектов актов, так и нормативных актов уже принятых в установленном порядке органами власти.


Существенное ограничение по мнению Олега Фомичева, связанное с субъектами ОРВ, заключается в том, что пока оценка распространяется только на акты, готовящиеся в правительстве (законопроекты, решения правительства, акты министерств и ведомств). Законопроекты, инициированные Президентом России, депутатами или регионами, через ОРВ сейчас не проходят. В этой части планируется предоставить Государственной Думе РФ возможность отдельные законопроекты направлять на оценку.


В статье особо отмечается, что до настоящего времени не все исполнительные органы власти понимают необходимость проведения ОРВ и соблюдают установленные требования. В результате – затягиваются сроки рассмотрения уже подготовленного документа в связи с возвращением его инициатору для проведения ОРВ. В качестве примера в статье приведен проект приказа Министерства образования и науки РФ по автошколам, достаточно широко обсуждаемый общественностью. Минюст России отказал в его регистрации по причине отсутствия ОРВ. Проект вызывает также много вопросов в части устанавливаемых требований, не всегда понятных и обоснованных, и в настоящее время все еще дорабатывается.


Важно отметить, что в целом ОРВ как инструмент призван не отстаивать позицию какой-либо из сторон (разработчика акта или его будущего исполнителя), а показать риски и издержки для бизнеса.


Главная задача оценки – показать последствия принятия решений. Яркий пример здесь – принятый без ОРВ приказ о содержимом аптечек, распространяющийся как на большие суда, так и на небольшие речные пароходики. В результате одни и те же требования установлены для кораблей, находящихся в многодневных круизах, имеющих в штате медицинский персонал, и для судна, совершающего часовые прогулки.

Практика показала, что не всегда замечания по итогам ОРВ означают отклонение проекта. Существуют примеры принятия документа и при отрицательном заключении, например, установление минимальных цен на игристые вина, где за введение минимальной цены высказались государственные органы и основная масса производителей продукта. А результаты ОРВ показали, что установление минимальной цены на рассматриваемую категории продукции не только не повлияет на количество существующего контрафакта, но еще и лишит потребителя такого ориентира, как цена товара.


Еще один важный вопрос, обозначенный в статье, – наличие экспертов в области ОРВ. Поскольку инструмент этот сравнительно новый, а экономический анализ регулирования, анализ регулирующего воздействия, издержек, выгод, внешних эффектов, их перераспределения в экономике на практике ранее отсутствовал, соответственно, и специалистов таких практически нет.


В заключении отмечаются основные задачи министерства в сфере ОРВ – наведение порядка с регулированием, введение оценки фактического воздействия, установление ряда институциональных ограничений, например, обязательности установления минимального срока от принятия акта до его введения и др. Вопросов, стоящих перед Минэкономразвития России в части ОРВ, сейчас много.



С полным текстом интервью можно ознакомиться, по ссылке http://www.economy.gov.ru/wps/wcm/connect/economylib4/mer/press/interview/201406091  

Что касается Республики Татарстан, то в республике механизм проведения ОРВ был запущен в пилотном режиме с 2013 года, для чего была принята необходимая нормативная база. В 2013 году оценку прошли 11 нормативных правовых актов, в 2014 году – 9 актов.
Вопросы, которые регулируются данными актами, – это лицензирование, трудовые отношения, образование. В результате проведенной оценки регулирующего воздействия по ряду документов были получены замечания, которые были учтены при дальнейшей доработке проектов нормативных правовых актов.


Следующий этап в соответствии с требованиями федерального законодательства – распространение обязанности проведения ОРВ в отношении муниципальных актов. Для города Казани процедура становится обязательной с 1 января 2015 года, для муниципальных районов и городских округов – с 1 января 2016 года, для иных муниципальных образований – с 1 января 2017 года.


Однако планируется уже в этом году в пилотном режиме внедрить ОРВ в городах Казань, Елабуга, Набережные Челны и Дрожжановском муниципальном районе республики. В этой связи Министерством экономики Татарстана ведется соответствующая работа с муниципалитетами в части методологии проведения оценки, разработки нормативной базы и обучения специалистов.

ПОДПИСАТЬСЯ НА НОВОСТИ
Все материалы сайта доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International