Часто задаваемые вопросы

Предвидится ли незапланированный рост цен в конце текущего года — начале 2008 г. на продукцию в связи с ближайшим повышением цен (43-я неделя) на топливо и будет ли повторный рост цен на бензин?

Основными причинами роста цен на бензин на российском рынке являются:

1. Рост мировых цен на нефть: основные налоги в нефтяном бизнесе — налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) и экспортная пошлина — непосредственно привязаны к мировым ценам на нефть.

Экспортная пошлина определяется каждые два месяца, исходя из данных мониторинга мировых цен на нефть за прошедшие два месяца. С утвержденными пошлинами нефтяники работают в последующий двухмесячный период. Даже если реальные цены на нефть уже снизились, налог на нее рассчитывается по показателям высоких продаж в прошлый период.

2. Сезонное повышение цен: время уборочной кампании и период подготовки к зиме.

3. Неэффективность технологий отечественной нефтепереработки: мощности российских нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ) имеют износ до 80%. Из-за низкого качества отечественных нефтепродуктов их цена на мировом рынке на 10–15% ниже цены зарубежных аналогов, это делает нефтеперерабатывающий бизнес в России гораздо менее выгодным, чем экспорт сырой нефти.

Кроме того, технологическая отсталость российских НПЗ вызывает дефицит качественного топлива в России, что обусловлено особенностями предприятий переработки. Если в США глубина переработки нефти достигает 90%, то на российских НПЗ — только около 65%. Лишь около 50% российских заводов имеют установки каталитического крекинга, необходимые для процессов, направленных на углубление переработки нефти, поэтому выход светлых нефтепродуктов в России сегодня примерно в два раза ниже, чем в странах Западной Европы и США.

4. Рост тарифов на транспортировку нефтепродуктов железнодорожным транспортом, по трубопроводным сетям и ряда других тарифов.

Правительством Российской Федерации рассматриваются следующие меры по стабилизации ситуации на рынке нефтепродуктов:

1) ужесточение антимонопольного законодательства: повышение  ставки штрафов за его нарушение и переход с фиксированных штрафов на оборотные (определенный процент от оборота компании-нарушителя);

2) принятие мер, стимулирующих конкуренцию между нефтяными компаниями: создание торговых площадок и биржи для торговли нефтью и нефтепродуктами;

3) стимулирование модернизации нефтеперерабатывающих мощностей и производства нефтепродуктов: отмена экспортных пошлин на нефтепродукты при сохранении пошлины на нефть обеспечила бы загрузку перерабатывающих мощностей и привела к необходимости переоборудования НПЗ и снижению цен на бензин внутри страны.

(Отдел тарифной политики Министерства экономики Республики Татарстан)

Вернуться к списку вопросов

Все материалы сайта доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International