Аналитический центр оценил состояние конкурентной среды на российских рынках

19.05.2017

С 25 января по 22 февраля 2017 года Аналитическим центром при Правительстве Российской Федерации при взаимодействии с Торгово-промышленной палатой Российской Федерации был проведен онлайн-опрос представителей российского бизнеса, позволивший оценить общее состояние конкуренции и конкурентной среды на российских рынках с точки зрения самих предпринимателей. В опросе приняли участие более 1100 респондентов.

По оценкам представителей российского бизнеса, состояние конкуренции на российских рынках является умеренным: 48% участников опроса указали на высокую или очень высокую конкуренцию. Значение данного показателя от года к году продолжает снижаться: в 2016 году 51% респондентов указали на высокую или очень высокую конкуренцию, в 2015 году — 53%. Увеличилась и доля тех, кто ощущает слабую конкуренцию или вовсе ее отсутствие. В 2017 году она составила 25% против 24% в 2016 году и 21% в 2015 году.

36% респондентов считают конкуренцию полезной для развития бизнеса, однако 21% участников опроса не отмечают положительного влияния конкуренции.

Сокращение числа конкурентов отметили 23% опрошенных представителей бизнеса, что сопоставимо с результатами опроса 2016 года — 24% (против 15% в 2015 году).

Сокращение числа конкурентов объясняется главным образом наличием антиконкурентных действий со стороны органов власти (на это указали 40% респондентов). 37% респондентов отметили негативное влияние на число конкурентов изменений нормативно-правовой базы, 34% причиной сокращения количества конкурентов назвали уход российских компаний с рынка.

Ключевыми барьерами для ведения предпринимательской деятельности остаются барьеры доступа к финансовым ресурсам (включая высокую стоимость кредитных ресурсов). На значимость данного барьера указали 53% респондентов (56% в 2016 году). Препятствия ведению бизнеса также создают высокие налоги (на это указало 53% респондентов) и нестабильность российского законодательства в отношении регулирования деятельности предприятий (41%).

52% респондентов отметили, что их бизнес постоянно или время от времени испытывает антиконкурентное давление со стороны доминирующего участника рынка с рыночной долей не менее 50% (против 45% годом ранее).

Российский бизнес планирует расширение своей деятельности: доля тех, кто не планирует выходить на новые рынки в ближайшие 3 года, составила 25% (по сравнению с 27% в 2016 году).

Ключевыми препятствиями для выхода на новые географические и продуктовые рынки, как и в 2016 году, российский бизнес считает нехватку финансовых средств, высокие начальные издержки для организации бизнеса и насыщенность рынков сбыта.

Что касается повышения конкурентоспособности продукции, то представители всех видов экономической деятельности работают в этом направлении. Наиболее популярным способом остается сокращение затрат: к нему прибегали 68% компаний, представленных респондентами. Второе место занимает обучение персонала — применение данного метода отметили 48% компаний.

Наиболее распространенным способом повышения конкурентоспособности продукции, помимо сокращения затрат и обучения персонала, для представителей таких сфер, как ИТ технологии, услуги (в том числе финансовые), торговля, является применение новых способов продвижения продукции. Представители секторов обрабатывающей промышленности, а также сферы строительства и сельского хозяйства достаточно активно приобретали машины и технологическое оборудование.

Ключевыми факторами конкурентоспособности производимых товаров, работ и услуг, по мнению представителей российского бизнеса, традиционно остаются низкая цена (41%), доверительные отношения с клиентами (20%) и высокое качество (19%).

Доклад с результатами опроса размещен по адресу: http://ac.gov.ru/files/publication/a/12824.pdf






Copyright © 2003-2017
Обнаружили ошибку? Выделите слово или предложение и нажмите CTRL+ENTER
Яндекс цитирования